Перейти к содержанию

21 Ноябрь 2011

2

Воспитание воли у детей

Воспитание воли у детейКак развивается воля человека и с какого возраста можно и нужно воспитывать волевые качества у ребенка ? Этот вопрос очень важен для родителей, которые хотят видеть своих детей стойкими, смелыми, выдержанными людьми.

Воля – не врожденное качество человека. Люди не рождаются с готовой сильной или слабой волей, она не передается по наследству от родителей к детям. Воля формируется в процессе деятельности человека, и огромную роль в ее развитии играют условия жизни и, конечно, воспитания. Если ребенок окружен чрезмерной опекой взрослых и ему не приходится прикладывать никаких усилий в достижении желаемого – вряд ли из него вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями.

Многие родители рассуждают : “Что можно требовать от трех – четырехлетнего ребенка ? Ведь он еще слишком мал и ничего не понимает. Вот подрастет, станет разумнее, тогда и будем с него спрашивать”. Это ошибочное суждение. Требовать от ребенка, конечно, в пределах его возможностей, можно и нужно с самого раннего возраста, с того момента, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и сам овладевает ею.

Один из многих типичных примеров : девочка просит апельсин у матери. “Подожди, – отвечает мать, – сейчас будешь обедать, а после обеда получишь апельсин”. Но девочка не хочет ждать, она ходит за матерью, хнычет, пристает, и, наконец мать сдается : “На тебе апельсин, только отстань. Надоела !”

Девочка довольна, она добилась своего. Можно быть уверенным, что и в следующий раз она постарается добиться желаемого результата. Мать же нанесла вред ребенку, не вырабатывая у него уменье ждать, то есть временно отсрочить исполнение желаемого. А это уменье – одна из черт волевого поведения.

Формирование воли у ребенка должно идти по линии развития  в нем тех качеств, которые характерны для зрелого волевого поступка : уменье ставить перед собой цель и неуклонно стремиться к ней, проявлять настойчивость в преодолении встречающихся трудностей, овладевать собой, то есть своими настроениями, желаниями. Для этого в воспитании ребенка необходимо твердо придерживаться определенных педагогических правил.

Прежде всего должен быть установлен продуманный режим и распорядок дня, чтобы ребенок точно знал, что, как и когда он должен делать : вставать, есть, гулять, ложиться спать, мыть руки перед едой, перед сном убирать игрушки. Все это приучает ребенка к известной организованности, аккуратности и, тем самым, способствует формированию волевых черт его характера.

У родителей должен быть единый подход к ребенку. Нет ничего хуже, чем разногласия между взрослыми в методах воспитания : отец не разрешает, а мать это же разрешает. У ребенка вырабатывается двойственность в поведении, хитрость и известное приспособленчество.

Взрослым следует всегда быть честными в отношении ребенка, то есть всегда держать свое слово. А ведь часто бывает и так : чтобы утешить ребенка, ему обещают многое – и конфет купить, и мультфильмы показать, и много новых игрушек подарить. Ребенок перестает плакать и капризничать, но ожидает выполнения обещанного. Взрослые же забывают о своем собственном обещании, не выполняют его.

В результате ребенок привыкает не верить любым обещаниям родителей. И сам приучается легко давать обещания и не выполнять их. У него не воспитывается чувство ответственности за свое слово, а безответственность и безволие – родные сестры.

Надо постепенно воспитывать в ребенке уменье овладевать своими желаниями, чувствами, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувство страха, боли или обиды. Все это укрепляет, тренирует его волю. С раннего возраста следует приучать ребенка к посильному самообслуживанию : самому умываться, убирать за собой игрушки, самому одеваться и т.д., а также к помощи другим людям.

Пусть выполненная ребенком работа потребует доделки или переделки, но важно, что в этих, даже несовершенных действиях тренируется его активность, инициатива, то есть существенные качества воли. Взрослые нередко стараются все сделать за ребенка и тем самым тормозят у него самостоятельность.

Важно, чтобы родители знали, что от них в большей мере зависит по какому пути пойдет развитие воли ребенка, и не упустили бы те годы жизни детей, когда закладываются волевые качества человека.

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями
Отзывов (2) Ваш отзыв
  1. Ноя 22 2011

    Вы подняли очень полезную тему таких сайтов я еще не встречал! При том не только в школе!!! Желаю удачи и продвижения!

    Ответить
  2. Фев 4 2012

    Сильная статья. Подписываюсь под каждым словом, как будто это мои мысли. Родители должны воспитывать самостоятельность, уверенность в себе и, как следствие, способность противостоять различным негативным факторам – наркомании, алкоголизму……..

    Ответить

Поделитесь своими мыслями, оставьте комментарий.

(required)
(required)

Внимание: HTML допускается. Ваш e-mail никогда не будет опубликован.

Подписка на комментарии